Многие ли ученики сегодня назовут русский язык любимым предметом? Почему школьные уроки русского кажутся скучными и формальными? Механическое заучивание правил, бесконечная вставка пропущенных букв и выполнение типовых заданий не могут заинтересовать современного школьника. Есть ли альтернатива?
Работа с Национальным корпусом русского языка при обучении гуманитарным предметам, например, литературе, русскому языку, истории, может наглядно продемонстрировать, что язык — это живая развивающаяся система, у которой есть вчера, сегодня и завтра. А ученики могут попробовать себя в роли исследователей: вывести определение из наблюдения за контекстами, увидеть, как значение слова меняется на протяжении нескольких лет, спрогнозировать правописание новых слов.
Работа с Корпусом формирует и развивает
- исследовательские навыки
- функциональную грамотность
- интерес к языку
- представление об истории языка
- культуру использования справочных ресурсов
- умение анализировать контекст
- понимание особенностей жизни слова в художественном тексте
Упражнения на основе корпуса
Тренировочные, повторительные, развивающие, творческие, контрольные упражнения. Их можно использовать для самостоятельной работы в школе и дома, а также для контроля знаний.
Примеры школьных заданий с использованием Корпуса
- Жизнь слова (изменение значения и грамматических характеристик слова со временем):
- 9—10 класс, Когда в русском языке появилось слово «прикол» и как менялось его значение?
- 9—10 класс, Всегда ли слово «положительно» значило то же самое, что сейчас?
- 10 класс, Когда в русском языке появилось слово «блогер» и как менялось его написание?
- Оттенки значения (работа с паронимами):
- 9—10 класс, Как корпус русского языка показывает, что бывает рыбьим, а что рыбным?
- 7 класс, Когда же все-таки писать «сплеча», а когда «с плеча»?
- Частотный словарь (слово в произведениях писателя, за выбранный период):
- 9—10 класс, Какие прилагательные со значением высокой оценки использовались
в произведениях начала XIX века, а какие — в произведениях начала XXI века?
Примеры школьных исследовательских работ с использованием Корпуса
- Лексикографическое описание тематической группы «ткани» в современных словарях русского языка.
- Алия Мингазова, 10 класс, МАОУ «Гимназия-интернат №4», г. Казань.
Инструкции как пользоваться Корпусом