Корпус поэтических текстов: терминологический указатель
Жанр текста

Все тексты корпуса получают одну из следующих помет в поле «Жанр текста»:

поэма — крупное стихотворное произведение с эпическим или лирическим сюжетом.

пьеса — общий термин для всех драматический произведений.

стихотворение — стихотворное произведение преимущественно небольшого объёма.

сцена — отдельная часть действия, эпизод в пьесе, литературном произведении, картине и т. п.

Кроме этих помет, в поле «Жанр текста» могут присутствовать также одна или несколько из перечисленных далее. В значительной части случаев жанровые определения воспроизводят авторские (данные в названии или подзаголовке отдельного стихотворения или цикла/раздела книги).

акростих — стихотворение, в котором начальные буквы (реже — слоги или слова) составляют слово или фразу, обычно — имя автора или адресата.

аполог — разновидность нравоучительной поэзии в XVIII — начале XIX века, краткая басня (обычно 4-стишие), построенная на аллегорическом изображении животных или растений. Например: Березка выросла пред домом кривобока. / Пришлось выкапывать; но корни так ушли / Далеко в глубину, что вырыть не могли. — / История порока (И. Дмитриев, «Деревцо»).

баллада — лиро-эпический жанр — сюжетное стихотворение, построенное на фантастическом, фольклорном, легендарно-историческом, бытовом материале, часто с трагическим, таинственным колоритом. Не путать с балладой как твёрдой формой (см. «Строфика»)

басня — жанр дидактически-сатирической поэзии — короткий сюжетный рассказ с нравоучительным выводом, обычно аллегорический.

былина — жанр русского фольклора — героическая песня-сказание эпического характера.

в альбом — стихотворение, написанное кому-либо в альбом или для альбома кого-либо (в частности, названное «В альбом ...»).

гимн — жанр торжественной лирики, песнь на возвышенную тему (в том числе религиозную).

дифирамб — жанр торжественной лирики античного происхождения, близок гимну, содержит элементы диалога с хором

идиллия — жанр лироэпической поэзии (восходящий к античной буколике) с описанием мирных бытовых картин и пейзажей, безмятежной жизни земледельцев, пастухов и рыбаков с их простыми наивными характерами.

кантата — жанр торжественной лирики, крупное стихотворное произведение, обычно рассчитанное на музыкальное сопровождение и состоящее из отрывков разных размеров («речитативов», «арий» и «хоров»).

куплеты — строфическое стихотворение «низкого» или «лёгкого» жанра, часто с рефреном, предназначенное для пения (связано с такими сценическими жанрами, как водевиль, оперетта).

мадригал — небольшое лирическое стихотворение, содержащее комплимент или лестную характеристику лица, к которому оно обращено (обычно к женщине).

надпись — малый стихотворный жанр, восходящий к античной эпиграмме — краткая надпись к статуе, портрету, на книге, в альбом и пр.

ноэль — сатирическая песня, использующая евангельский сюжет о поклонении волхвов; 8-стишная строфа ноэля имеет особое сложное строение.

ода — лирический жанр, возвышенное по стилю произведение на духовную, политическую, философскую тематику, обычно строфическое по строению

отрывок — 1) короткое незавершенное произведение; 2) (собственно жанр) произведение, намеренно представленное автором как незавершенное или как часть другого произведения.

пародия — комическое (в том числе критико-сатирическое) подражание конкретному художественному произведению или группе произведений (пародироваться может автор, целый стиль, жанр и т. п.).

перевод — пересоздание текста на другом языке (включая вольные переводы)

песня — небольшое лирическое стихотворение, предназначенное для пения или озаглавленное как «песня...», чаще строфическое с рефреном.

подражание — сознательное воспроизведение черт некоторого художественного образца, в литературе XVIII—XIX в. выделяется особый жанр

посвящение — лирический жанр, стихотворение, предваряющее большое произведение и содержащее мотивировку подношения этого произведения определенному лицу или выражение чувств автора адресату (который может быть и не назван).

послание — стихотворное «письмо» (эпистола) к определенному лицу, обычно содержащее обращение к адресату и «беседу» с ним.

притча — жанр дидактической литературы, близкий басне, допускает бессюжетную аллегоричность.

роман в стихах — лиро-эпический жанр, сочетающий многоплановость и эпичность романа и лирическое субъективное начало.

романс — лирическое стихотворение, рассчитанное на музыкальное сопровождение, с характерной напевной интонацией, часто с любовной тематикой.

сатира — жанр сатирически-дидактической лирики — объёмное стихотворное произведение с критическим изображением действительности и «характерных» персонажей, ориентирующееся на античные образцы (Гораций, Ювенал).

сказка — фольклорный жанр — сюжетное повествование с общей фантастической установкой; часто — предмет многочисленных литературных имитаций.

стансы — элегически-медитативное стихотворение в строфах небольшого объёма, обычно синтаксически замкнутых 4-стишиях, с нечёткими жанровыми признаками.

цикл — ряд текстов, объединённых автором под общим названием (помета ставится у всех текстов цикла).

экспромт — небольшое стихотворение, по содержанию часто — мадригал, эпиграмма, шутка, сочиненное быстро, без обдумывания (импровизация).

элегия — лирическое стихотворение средней длины медитативного или эмоционального (обычно печального) содержания.

эпиграмма — короткое сатирическое стихотворение, обычно с остротой («пуантом») в конце.

эпитафия — надгробная надпись, реальная или фиктивная.

Метр

Метры рассматриваются в рамках трёх главных систем стихосложения: силлабической, при которой учитывается количество слогов в строке, тонической, при которой учитывается количество ударений в строке и колебания расстояний между ними (междуударных интервалов), и силлабо-тонической, при которой роль играет как количество слогов, так и расположение ударений, а строка делится на одинаковые последовательности слогов (стопы), в каждой из которых один из слогов (сильное место или икт) может нести на себе фонологическое ударение.

Метр: основные пометы

Одна из этих помет присутствует в поле «Метр»:

акцентный стих — основная форма чисто тонического стихосложения — рифмованный стих с произвольным количеством безударных слогов между ударными; может быть урегулированным по числу ударений в строке или неравноударным.

амфибрахий — силлабо-тонический трёхсложный метр с сильными местами на втором, пятом и далее слоге (напр., Как ны́не сбира́ется ве́щий Оле́г [Пушкин]).

анапест — силлабо-тонический трёхсложный метр с сильными местами на третьем, шестом и далее слоге (напр., Укажи́ мне таку́ю оби́тель [Некрасов]).

гекзаметр — в русском стихе — тоническая имитация античного размера; 6-иктный дольник с нулевой анакрусой и женским окончанием, в котором междуударные интервалы могут быть равны 1 или 2, кроме последнего, который константно равен 2 (в другой терминологии — 6-стопный дактиль с женским окончанием, в котором первые четыре стопы факультативно могут «заменяться» хореями Чи́стый ло́снится по́л; стекля́нные ча́ши блиста́ют [Пушкин] — интервалы 1, 2, 1, 2, 2).

гетерометрия (смешанные метры, сверхмикрополиметрия) — употребление в поэтическом произведении нескольких стихотворных размеров, неупорядоченно чередующихся в соседних строках (Ходи́л Сте́нька Ра́зин // В А́страхань го́род // Торгова́ть това́ром [Пушкин] — амфибрахий, дактиль, хорей).

дактиль — стихотворный трёхсложный метр с сильными местами на первом, четвёртом и далее слоге (напр., Ту́чки небе́сные, ве́чные стра́нники [Лермонтов]).

дольник — стих, в котором длина слабых (неударных) промежутков между сильными (преимущественно ударными) местами колеблется в пределах 1-2 слогов (напр., Береги́ся, Чё́рный Гео́ргий [Пушкин] — интервалы 1 и 2).

логаэд — стих, в котором междуударный интервал не постоянен, в отличие от силлабо-тоники, но расположение ударных слогов регулярно повторяется из строки в строку (в отличие от дольника, тактовика и акцентного стиха). Логаэд может также трактоваться как строка, состоящая из стоп разных размеров. Напр. Вну́к Тредьяко́вского Кли́т гекза́метром пе́сенки пи́шет // Про́тиву я́мба, хоре́я зло́бой ужа́сною ды́шет [Пушкин] — логаэд на основе дольника (в данном случае гекзаметра), интервалы 2, 2, 1, 2, 2 повторяются во всех строчках (или, что то же самое, две стопы дактиля + стопа хорея + три стопы дактиля с женским окончанием).

пентаметр — размер, употребляемый в качестве 2-й строки элегического дистиха 6-иктный дольник с мужским окончанием; между 3-м и 4-м иктами обязательны нулевой интервал и цезура (Фе́б, уви́дев её, стра́стию к не́й воспыла́л [Пушкин]).

свободный стих (=верлибр) — нерифмованные стихи, расчлененные на стихотворные строки, но не обладающие постоянными признаками их соизмеримости (Здравствуй! тысячу раз мой привет тебе, ночь! / Опять и опять я люблю тебя, / Тихая, теплая, / Серебром окаймленная! [Фет]). Это неравнострочный белый акцентный стих.

тактовик — стих, в котором длина слабых (неударных) промежутков между сильными (преимущественно ударными) местами колеблется в пределах 3 слогов, напр. По-на́шему говори́ла ры́бка, Домо́й в мо́ре си́нее проси́лась, Дорого́ю цено́ю откупа́лась ([Пушкин] интервалы 3-1, 0-1-3, 2-3).

хорей — стихотворный метр с сильными местами на нечетных слогах (Что́ ты зна́чишь, ску́чный шо́пот? // Укори́зна, и́ли ро́пот // Мно́й утра́ченного дня́? [Пушкин]).

ямб — стихотворный метр с сильными местами на четных слогах (О во́ждь несча́стливый!... Суро́в был жре́бий тво́й // Всё в же́ртву ты́ принё́с земле́ тебе́ чужо́й [Пушкин])

Метр: дополнительные пометы

Одна или несколько из этих помет могут присутствовать в поле «Дополнительные пометы»

пеон I, II, III или IV — последовательно выдержанный в стихотворении ритм ямба (II и IV) или хорея (I и III), где сильные места попеременно ударны и безударны (I и II) или безударны и ударны (III и IV) Ма́ленькая, ти́хонькая мы́шь [Ходасевич] — пеон I; Фона́рики, суда́рики Горя́т себе, горя́т [Мятлев] — пеон II; Как за ре́ченькой слобо́душка стои́т [Дельвиг] — пеон III; И только ге́нию в солда́ты не годи́тся [Северянин] — пеон IV.

перебой — наличие ударения на слабом слоге стопы при отсутствии ударения на сильном слоге (икте) той же стопы: Окружи́ сча́стием ду́шу досто́йную // Да́й ей сопу́тников, по́лных внима́ния [Лермонтов]

полиметрический фрагмент — сравнительно короткий, содержательно автономный фрагмент одного метра, включенный в состав более длинного произведения, большинство которого написано другим метром, ср. Девицы, красавицы… в «Евгении Онегине», На воздушном океане… в «Демоне»; полиметрическим фрагментом признаётся и вставка с иной строфикой, например, строфическое Кто при звездах и при луне… в астрофической «Полтаве» и, наоборот, астрофические письма Татьяны и Онегина в строфическом ЕО

полиметрия — наличие равноправных по длине фрагментов, написанных разных метром («Мстислав Мстиславич» Катенина, «Леда» Пушкина); полиметрия признается и в том случае, если метр рефрена отличается от метра основной части

с полиметрическими фрагментами — написанный «основным» метром текст произведения, содержащего полиметрические фрагменты; например, текст ЕО без «Песни девушек» и Писем Татьяны и Онегина.

цезурные наращения — наличие одного или нескольких дополнительных слогов после цезуры, ср. Нет на свете царицы|краше польской девицы [Пушкин] – цезурные наращения в Ан4; Из окон корочкой|несет поджаристой [Окуджава] – цезурные наращения в Я4

цезурные усечения — отсутствие одного или нескольких слогов после цезуры, ср. Вот над кормою|стал капитан [Баратынский] – цезурные усечения в Д4

Клаузула

Клаузула — окончание стихотворной строки, состоящее из слогов, стоящих после конечного ударного слога.

гипердактилическая клаузула — клаузула с ударением на четвёртом или далее от конца слоге (сире́невую, све́шивающимися)

дактилическая клаузула — клаузула с ударением на третьем от конца слоге (сире́невый).

женская клаузула — клаузула с ударением на втором от конца слоге (сире́ни).

мужская клаузула — ударный слог является конечным (сире́нь).

Строфика

Строфика: основные пометы

александрийский стих — двустишие шестистопного ямба с парной рифмовкой (Аптеку позабудь ты для венцов лавровых // И не мори больных, а усыпляй здоровых [Пушкин])

баллада — твёрдая форма 3 строфы на одинаковые рифмы (абаббвбв или абаббввгвг) с заключительной полустрофой-«посылкой»

газелла (газель) — двустишия с рифмовкой вида аа ха ха ха…

одическая строфа — строфа (обычно 4-стопного ямба) из 10 стихов со схемой рифмовки абабввгддг.

нона — строфа из 9 стихов со схемой рифомвки абабабавв

октава — строфа из 8 стихов обычно 5- или 6-стопного ямба со схемой рифмовки абабабвв.

онегинская строфа — строфа 4-стопного ямба из 14 стихов со схемой рифмовки АбАбВВггДееДжж.

сапфическая строфа — строфа из 4 нерифмованных стихов, первые 3 — логаэд из стопы анапеста, стопы ямба, вновь анапеста и ямба с женским окончанием, четвёртый — 2-ст. дактиль с женским окончанием.

сицилиана — строфа из 8 стихов со схемой рифмовки абабабаб

сонет — твёрдая форма из 14 строк, обычно образующих 2 четверостишия-катрена (на 2 рифмы) и 2 трехстишия-терцета (на 2 или 3 рифмы), чаще всего со схемами рифмовки абаб абаб вгв гвг (итальянская) или абба абба ввг ддг (французская); известна также английская ренессансная («шекспировская») схема сонета на 7 рифм из 3 катренов и двустишия (абаб вгвг деде жж).

терцины — строфическая форма трехстиший, в которых рифмы идут в порядке аба бвб вгв гдг и т.д.

триолет — твёрдая форма из 8 строк, в которой совпадают, во-первых, первое и последнее двустишие и, во-вторых, первая и четвертая строка, рифмовка абааабаб.

элегический дистих — двустишие, состоящее из гекзаметра и пентаметра.

Строфика: дополнительные пометы

Одна или несколько из этих помет могут присутствовать в поле «Дополнительные пометы»

белая строка — наличие регулярной нерифмующейся строки в схеме со сложной рифмовкой (т. е. в составе строф длиннее 4-стишия, например, АбАбВ или в структуре с рефреном вроде АбАб Вг (рефрен) ДеДе Вг (рефрен)…); нерифмованные строки в чётной и нечётной рифмовке образцом белой строки не считаются)

кода — единичная заключительная строка сверх строфической схемы, например, финальная пятая строка вида АбАбА в стихотворении, написанном катренами, 15-я строка в сонете, и т.п.

нарушения строфики — строфика в целом правильная, но с единичными «сбоями» типа пропущенных строк, нерегулярного начала или конца и т.п.

редупликация — регулярное и предсказуемое совпадение в строфе одних и тех же строк полностью, например Я люблю кровавый бой, // Я рождён для службы царской! // Сабля, водка, конь гусарской — // С вами век мне золотой! // Я люблю кровавый бой, // Я рождён для службы царской! [Давыдов] и далее во всех строфах первые две строки совпадают с двумя последними; либо же при регулярном и предсказуемом совпадении, в котором участвует часть строки, не содержащая рифмы, например Слыхали ль вы за рощей глас ночной <..> Слыхали ль вы? и далее Встречали ль вы?… Вздохнули ль вы?.. [Пушкин])

рефрен — наличие фрагмента, регулярно повторяющегося после каждой строфы или группы строф основного текста; часто написан другим размером

усеченная строка — более короткая – чаще всего, финальная – «оборванная» строка без рифмы, ср. Но если... в «Ненастный день потух» Пушкина

холостая строка — одиночная – часто, конечная – строка без рифмы при наличии регулярной рифмовки

Графическая строфика

вольная — непредсказуемое расположение пробельных строк (в том числе не предписываемое никакой твёрдой формой)

мнимая проза — отсутствие графического деления на строки при наличии ритма и/или рифмы, позволяющий выделить сопоставимые отрезки-строки («Песня о Буревестнике» Горького)

парцеллированная — графическое разделение строк на меньшие отрезки («лесенка» Маяковского, «мелодии» Андрея Белого)

сложная — пробельные строки отделяют упорядоченно чередующиеся последовательности строк (8 + 4 и т. п.)

Рифма

Рифма: основные пометы

0 — стихотворение без рифмы (белый стих)

вольная — рифмовка, не подчиненная никакой регулярной схеме (но большинство стихов зарифмовано, в отличие от спорадической).

затянутая — любая 5- или 6-строчная строфа на две рифмы (например, абааб, абабаб).

монорим — стихотворение на одну рифму.

нечетная — 4-стишия со схемой рифмовки ахах.

охватная — 4-стишие со схемой рифмовки абба.

парная — 2-стишие с рифмовкой аа.

перекрестная — 4-стишие со схемой рифмовки абаб.

скользящая — переплетение нескольких (более двух) рифмических цепей, звенья которых чередуются в одинаковом порядке (абв абв или абвг абвг), в том числе в составе более сложной рифмовки (например, абвабвххх — строфа «На кончину в. к. Ольги Павловны» Державина)

спорадическая — половина или более строк не зарифмованы, однако непредсказуемо встречаются зарифмованные пары строк (= вольная рифмовка при преобладании белых строк)

тройная — 3-стишие со схемой рифмовки ааа.

цепная — рифмовка по схеме терцин или подобной, когда цепь рифм соединяет N-ю строфу с N+1-й (терцины аба бвб вгв…, в 4-стишиях, например, абав бвбг вгвд…).

четная — строфа со схемой рифмовки хаха.

Рифма: дополнительные пометы

Одна или несколько из этих помет могут присутствовать в поле «Дополнительные пометы»

ассонанс — рифма с совпадением ударных гласных и различием опорных согласных типа тебе ~ росе, сирени ~ метели

внутренняя рифма — рифма, затрагивающая разделенные цезурой полустишия, ср. Но в заветной броне | он сидит на коне [Жуковский]

диссонанс — рифма с совпадением опорных согласных и различием ударных гласных типа ночь ~ туч, сирени ~ герани

монотонная рифма — повторение по крайней мере одной рифмы во всех строфах стихотворения

разноударная рифма — рифма окончаний разных клаузул, типа ярко~ яблоко

составная рифма — со словом рифмуется сочетание знаменательных слов, типа Полюстрова ~ полюсь, трава [Мей]

тавторифма (тавтологическая рифма) — рифма двух одинаковых слов (не омонимов)

Литература

Литературный энциклопедический словарь. М., 1987. (Статьи М. Л.  Гаспарова, К. А. Кедрова, Е. М.  Пульхритудовой, П. М. Топера, «В. К.», анонимные)

А.  П. Квятковский. Поэтический словарь. М., 1966

М. Л. Гаспаров. Современный русский стих. М., 1974

М. Л. Гаспаров. Русский стих начала ХХ века в комментариях, 2-е изд. М., 2001

Обновлено